Академия ИСКРА - объединение искателей Истины.

Gens Una Sumus. (лат. "Мы все одна семья.") © лозунг FIDE

Парольный вход для авторов.

автор: c до
новые статьи
Аптекарь – этимология
Автор: Сергей Колибаба      Дата: 20.10.2013 09:59


     Аптекарь – этимология иудеохристианства
     
     Я вспомнилъ
     Аптекаря, — онъ гдѣ-то здѣсь живетъ,
     Недавно я его еще тутъ видѣлъ.
     Оборванный, съ нахмуреннымъ челомъ,
     Онъ разбиралъ лекарственныя травы.
     Голодный видъ имѣлъ онъ; нищета
     Жестокая бѣднягу изсушила.
     Въ его лавчонкѣ жалкой, по стѣнамъ
     Висѣли аллигаторъ, черепаха
     Да кожи рыбъ какихъ-то безобразныхъ;
     На полкахъ же — пустыхъ коробокъ рядъ,
     Зеленые горшки и пузыри,
     И сѣмена негодныя, остатки.
     Ромео и Джульетта. В. Шекспир,
     дейст. 5, сц. 1, 1597 г.
     
     
     В пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта» (1597, публикация) выведен персонаж – АПТЕКАРЬ, в английском написании – «Apothecary» и дано описание «АПТЕКИ» - лавки АПТЕКАРЯ, термин встречается в произведениях Д.Чосера (Кентерберийские рассказы, XIV).
     
     На французской миниатюре XV представлена сцена в лавке аптекаря, богатая горожанка покупает лекарство, на окнах лавки выложен небольшой набор лекарств. На фламандской картине XV века обстановка аптеки более богата, представлены аптечные шкафы и очевидно - хирургический стол, на котором аптечные весы и набор хирургического инструмента, аптекарь выписывает рецепт, горожанка покупает лекарство у помощника аптекаря, женщина растирает в ступе пестиком какое-то вещество.
     
     Лингвистика выводит термины АПТЕКАРЬ и АПТЕКА из греческого языка - apotheke склад, заявленная логическая связь между понятиями «склад», «аптекарь» и «аптека» вызывает сомнение. Место для хранения чего-либо и место изготовление лекарств и тем более аптекарь (изготавливающий лекарства) – разные явления действительности, они не тождественны (А не равно Б и В). «Склады» (А) появились в Древнем мире (зернохранилища), затем в античности формируется профессиональный цех АПТЕКАРЕЙ-ЛЕКАРЕЙ (Б), а АПТЕКИ (В) создаются в средневековье.
     
     Цель статьи - определить первоначальный СМЫСЛ понятий АПТЕКАРЬ, АПТЕКА, причинно-следственная связь А (склад) = Б (аптекарь) = В (аптека) не просматривается. Причиной явления Б и В не может быть явление А, т.к. аптеки не являлись складами лекарств (товар штучный и индивидуальный, у каждого своя болезнь, своё лекарство), АПТЕКАРИ и аптеки вплоть до Нового времени - единичные деятели и учреждения даже в столичных городах.
     
     1) Древняя фармацевтика
     а) Египет
     В погребальный обычай Древнего Египта входило бальзамирование тела покойника, что требовало специальных знаний, вскрытия тела умершего и применения специальных составов, сохраняющих ткани от разложения; занимаясь бальзамированием, египтяне получили сведения о строении человеческого тела и создали первые составные лекарственные препараты. В Египте проводили медицинские исследования, до нас дошел обширный архив научных трудов: истории болезней пациентов, рецепты, анатомические и врачебные трактаты. В 1872 году немецким ученым Г. Эберсом был обнаружен в Фивах трактат «Книга приготовления лекарств для всех частей тела» (папирус Эберса), его датируют XVII веком до н. э. В этом труде отмечено 900 рецептов лекарств для лечения органов пищеварения, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, уха, горла и носа, ожогов и кровотечений, глазных болезней, инфекционных процессов, кожных, паразитарных и других заболеваний.
     
     Первоначально изготовлением лекарств занимались врачи, в III вв. до н.э. в Александрии появляется особая профессия - «изготовитель лекарств», лекарства готовили по рецептам.
     
     б) Израиль
     
     Евреи вышли из Египта (Исход), вполне вероятно, что некоторая часть медицинских знаний ими была заимствована у египетских врачей: «И повелел Иосиф слугам своим – врачам, бальзамировать отца его» (Бытие 50:2); термины «врач» и «врачевание» упоминается в книгах Библии более 20 раз. Древний Израиль географически занимал перекресток (перешеек) между Африкой и Азией, через него проходили важнейшие финансово-торговые, военные и паломнические пути в античности и в средние века; естественно, что все инновации Египта, Месопотамии и (позже Греции и Рима) оседали в Иерусалиме.
     
     В Ветхом Завете есть сведения о людях занимающихся приготовлением мазей и благовоний, первый рецепт для приготовления мази Бог даёт Моисею (Исх. 30:35); в период царей существовала особая группа людей, торговавшая снадобьями и вносившая дань в царскую казну (Амос 6:6; Иереем. 8:22). Вероятно еврейские врачи и изготовители бальзамов (лекарств) пользовались известностью, пророк Иеремия в стихе 46:11 сообщает: «Пойди в Галаад и возьми бальзама, дева, дочь Египта; напрасно ты будешь умножать врачевства, нет для тебя исцеления».
     
     Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, ст. Медицина
     
     «Некоторые местности в Палестине издавна славились своими врачами, и больные отправлялись туда за медиц. помощью (II Цар., 8, 29), но эти лечебные места никогда не были центрами религиозной жизни. Громкой славой пользовалась Гилеадская (ныне Иордания) возвышенность благодаря ее здоровому климату и целебному бальзаму. Пророк Иеремия, … метафорически восклицает: "Иль бальзама нет в Гилеаде, иль врача там не стало, отчего же не удается исцеление моего народа" (8, 22)»…
     «VII. Фармакотерапия и другие способы лечения. — Большинство лекарств, как указано, было выше, берется из растительного царства. В Талмуде упоминаются очень многие растения (Wunderbar, Biblisch-talmudische Medizin, насчитывает их более ста), которым приписываются разнообразные терапевтические свойства»…«В большинстве случаев прописывают внутрь прокипяченными одно или несколько лекарств, смешанных вместе: такую жидкую смесь (אײקש) всего удобнее принимать весной, между Пасхой и Пятидесятницей (Шаб., 147б)».
     
     Иосиф Флавий, Иуд. войны", II, 8, 2
     
     Флавий сообщает, что секта «ессеев» занималась медициной и исследованиями в области фармацевтики; после разрушения Храма в Ямнинской (Явна) Академии преподавалась медицина.
     
     Электронная еврейская энциклопедия
     
     К домусульманскому периоду (VI век н.э.) относится первое медицинских сочинений на иврите - "Сефер Асаф hа-Рофе" ("Книга Асафа-врача"), суммировавшее достижения греческой, вавилонской, египетской, персидской и индийской медицины. Книга посвящена описанию разных болезней, содержит сведения о целебных травах и противоядиях, гигиене, эмбриологии, общей физиологии человека.
     
     ЕЭБЕ, Монпелье (Франция)
     
     «Со второй половины XI в. евреи стали селиться в Монпелье, значение которого еще более возросло, когда евреи сделались постоянными жителями М. Гильом III даровал евреям в 1180 г. право заниматься медициной и лечить христиан … директором медицинской школы в M. был еврей Яков бен-Махир, по прозвищу Don Profìat».
     
     Вплоть до XVIII века евреев не допускали в университеты для получения образования, во многих странах им запрещали лечить христиан, тем не менее, практически вся элита в средневековой Европе предпочитала лечиться у еврейских врачей (за что последние платили иногда жизнью). Придворные врачи-евреи обычное явление при дворах монархов, параллельно выполняли обязанности советников и дипломатов; уровень медицинской подготовки в университетах был крайне низок и давал лишь теоретические знания. Еврейские медицинские школы осуществляли подготовку врачей, используя опыт разных народов Европы, Азии и Африки, кроме того общепризнанна роль евреев в переводной литературе, медицинские трактаты арабов, греков переводились на латинский язык как правило евреями.
     
     в) Фармацевтика у арабов
     
     В VII—VIII вв. - возник ислам, начался период арабских завоеваний, в первой половине VIII в. в число территорий покоренных арабами, вошли Египет, Сирия, Иудея, Месопотамия и Персия. Здесь существовали еврейские культурные центры и общины, в которых занимались переводами трудов античных авторов, а также школы с преподаванием богословия, греческого языка и светских наук, в том числе медицины.
     
     Арабская медицина впервые установила нормы и стандарты в фармацевтике, первая аптека была открыта в Багдаде в 754 г. (в X. в. – 40 аптек), в мире известен знаменитый арабский ученый, философ и врач Ибн Сина (Авиценна, 980-1037), который написал труд «Канон медицинской науки», где были рассмотрены терапевтические и хирургические болезни и даны способы приготовления 2600 лекарств. Авиценна обобщил опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей и до конца XVII е. его труд оставался главным источником (30 раз издавался на латыни) медицинских знаний.
     
     
     г) Фармацевтика в средневековой Европе
     
     В период утверждения христианства церковь проявляла заботу о больных, согласно уставу св. Бенедикта Нурсийского (V в.) монахам было вменено в обязанность лечение и уход за ними; при монастырях создаются госпитали, выращивались лекарственные травы и составлялись новые целебные эликсиры. Религиозные представления средневековья побуждали людей искать в церкви не только помощь, но и исцеление от болезней, согласно библейским свидетельствам сам Иисус и апостолы занимались врачебной деятельностью. Средневековая медицина уповала не только на молитвы (монастырские лекари выписывали рецепты, которые начинались словами: «Cum Deo» («С Богом»)), для исцеления больных применяли разные методы лечения известные монахам из древних медицинских книг.
     
     В Европе с XII века существовали аптеки монастырские и светские, в 1231 г. император Священной Римской империи Фридрих II издал законы для Королевства обеих Сицилий (Италия и Сицилия). В дополнениях к этим законам он выделил фармацевтов в отдельную группу и запретил врачам заниматься изготовлением лекарств; позже эта инновация прижилась во всех европейских странах; в 1241 г. в Германии, в г. Трир была открыта первая аптека (аптечный магазин).
     
     д) Аптечное дело в Московском государстве
     
     Аптекари и аптеки появляются в русском государстве при Иване Васильевиче IV Грозном (1530-1584), царя обслуживали четыре аптекаря-иностранца, с конца XVI века все прибывшие в Россию иностранцы, владевшие медицинскими знаниями, поступали в ведение Аптекарского приказа. Приказ занимался медицинским обслуживанием царской семьи, служащих Государева двора, иностранцев, в 1560-х годах формируется Верхняя государева аптека, а к 1581 году — Аптекарская палата в Кремле.
     
     Электронная еврейская энциклопедия, ст. Москва
     В 1490 г. в Москву прибыл «лекарь Жидовин Леон из Венеции», первый иностранный врач в Московском государстве, и был казнен после смерти своего пациента — сына великого князя.
     
     Придворный врач царей Алексея и Федора, крещеный еврей Стефан фон Гаден (Даниил Жидовин) был казнен вместе с сыном Цви Гиршем во время стрелецкого бунта (1682).
     
     В 1712 г. Абрам Рут открыл в Москве одну из восьми отечественных аптек, разрешенных указом Петра I от 1701 г.
     
     Справка ЕЭБЕ, Стефан фон Гаден
     
     Гаден, Стефан фон (также Данило Евлевич, Данило Ильич и Данило Жидовинов) — врач, польский еврей по происхождению. Боярин Василий Васил. Бутурлин отправил его в 1657 г. из Киева в Москву, где он начал врачебную деятельность в качестве цирюльника; Г. впоследствии приобрел популярность и был назначен «поддоктором» (1667), а затем доктором (1672) царя Алексия Михайловича. Согласно Рихтеру, Г. не обладал университетским образованием, диплом же свой получил от царя ввиду заслуг (в делах Аптекарского приказа он назван «бакалавром медицины») … считался наиболее популярным врачом при Московском дворе… В 70-х годах 17 в. к Г. переселились его родные и, по словам современного ему путешественника по России, благодаря Г. «значительно увеличилось число евреев в Москве»… Гаден погиб во время восстания стрельцов (1682), обвиненный в отравлении царя Федора Алексеевича; вместе с другим немецким врачом они варварским образом были казнены на Красной площади.
     
     Народная медицина в слав. и еврейской культурной традиции. М., 2007, с. 20,23
     
     «На одной из предыдущих конференций, … был представлен русский рукописный "Лечебник" XVI века, рукопись, по рассмотрению, оказалась произведением Моисея Маймонида"; на первом листе рукописи сказано: "Речи Моисея египтянина"; в другой рукописи ("Лекарник"), в главе "О камении" приводится рецепт лечения мочекаменной болезни "лекаря Моисея, нарицаемого Маймуний». Речь идет о знаменитом Моше бен Маймоне (1135-1204), ученом, философе и враче, который родился в Испании и жил в Египте (лечил Саладина).
     
     2) Существующая этимология
     
     а) Викисловарь, АПТЕКАРЬ, АПТЕКА
     Корень: -аптек-; окончание: -а.
     Значение - учреждение, занимающееся продажей и, как правило, изготовлением лекарств и средств для ухода за здоровьем.
     
     Этимология АПТЕКА
     Происходит от др.-греч. APOTHEKE «склад, кладовая», из apotíthi̱mi «откладывать», из apo - «от-» от др.-греч. apó «от, из, с», восходит к праиндоевр. *apo- «от, прочь» + títhi̱mi (ТИФМИ) «класть» (восходит к праиндоевр. *dhe- «класть, девать»).
     
     Этимология АПТЕКАРЬ
     Происходит от существительного аптека, далее от др.-греч. APOTHEKE «склад, кладовая», из apotíthi̱mi «откладывать», из apo - «от-» от др.-греч. apó «от, из, с», восходит к праиндоевр. *apo- «от, прочь» + títhi̱mi «класть» (восходит к праиндоевр. *dhe- «класть, девать»).
     
     б) Этимологический словарь Макса Фасмера
     «также апоте́ка (со времени Петра I); оптека часто в XVII в.; см. Смирнов 41. Из нем. Apotheke или прибалт.-нем. aptheke (ср.-нж.-н. abteke, abbeteke), которое восходит через лат. apotheca к греч. apothí̱ki̱ "склад"; см. Клюге-Гётце 21; Зеверс, KZ 53, 108».
     
     в) Аптека, аптекарь в европейских языках (словарь Гугл)
     Англ. pharmacy; гол. apotheek, farmacie; датс. apotek; идиш АПТИИК אַפּטייק; исп. farmacia; итал. farmacia; латынь pharmacy; нем. Apotheke, Pharmazie; фр. pharmacie; швед. apotek.
     
     Греческое apothí̱ki̱ (ПОФКИ) употребляется в Новом Завете со значением - склад, зернохранилище, житница (в общем - место для хранения); Матфея 3:12; Матфея 6:26; Матфея 13:30; Луки 3:17; Луки 12:18, 24 .
     
     г) Словарь русского языка XI-XVII вв., Академия Наук, М., 1975
     
     АПОТЕКА. Хранилище, сокровищница. И вся сщенныя (священные) съсуды гня (господня) и црствь АПОТЕКИ (на поле – погребы или житницы) вземлюще взяша въ Вавилон. (2 Ездры 1:24), Библ. Ген. 1499 г.
     
     АПТЕКА (АБТИКА, АПТЫКА, ОПТЕКА, ОБТЕКА), 1. Заведение, где изготовляют и продают лекарства, аптека. «А то есть составное зелие во абтекахъ». Травник Любеч. XVII в.-1534 г. «И на МосквЪ де в нашей аптекЪ лЪкарей за розсылкою, всего два человЪка». АМГ, 1638 г. 2. Аптечка. «Скрына…съ низу в первом ящике ОПТЕКА а въ немъ всякое лекарство». Д. Шакловит. 1689 г. 3. То же, что апотека.
     
     АПТЕКАРЬ (Обтекарь), Медик изготовляющий лекарства, он же ЛЕКАРЬ. «А с ним (послом цесаря) … Николай Ойдолинус, его милости доктор и обтекарь». Рим. имп., 1597.
     
     д) Onlain Etymology Dictionary (перевод Гугл)
     
     «середина 14 в., лавочник, особенно тот, кто магазинов, соединений и продает лекарственные средства, от старого французского apotecaire (13 c., Современная французская apothicaire), с конца латинского apothecarius "кладовщик", от латинского Apotheca "склад", от греческого Аптека "сарай, склад», буквально «место, где вещи убраны," от апо- "далеко" (см. апо) + tithenai "положить", от PIE корень * DHE- "ставить, делать" ( см. искусственный ). От корня производится французского бутика и испанский винный погреб. Родственных соединений, полученных санскрите apadha- «сокрытие," Старая персидская Apadana- «дворец». наркотикам и травы в числе основных продуктов не скоропортящихся товаров, смысл сузился 17 с. на «Аптекарь» (Аптекарский «Компания Лондоне отделена от Бакалейные 'в 1617 году)».
     
     д) Обобщение и выводы
     
     Термин АПТЕКАРЬ в источниках встречается с XIV века, термин АПТЕКА с XVII века, следовательно, слово АПТЕКА выведено из АПТЕКАРЬ, а не наоборот, как утверждают наши лингвисты, связь с греческим понятием APOTHEKE (склад) - невразумительна.
     
     Вывод
     Медицина в средневековой Европе развивалась в системе иудеохристианской культуры, следовательно, поиски смысла термина АПТЕКАРЬ надо вести в священном ЯЗЫКЕ этой культуры – иврите. Логическое основание – значительная деятельность евреев о области медицины и в частности фармацевтике отмечена в письменных источниках.
     
     3) Этимология иврита и образы иудаизма
     
     а) Образы в Библии
     
     Исход 30:25: «и сделай из сего миро для священного помазания, масть (РОКАХ) составную, искусством составляющего масти (РОКЕАХ): это будет миро для священного помазания».
     
     Исход 30:35: «и сделай из них искусством составляющего масти (РОКЕАХ, от Р.К.Х.) курительный состав, стертый, чистый, святый»; т.е. человек занимающийся приготовлением мазей и благовонных веществ, то же в Исх. 37:29.
     
     1 Цар. 8:13: «и дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти (ЛЕРАКАХОТ, составитель мазей), варили кушанье и пекли хлебы».
     
     Неемия 3:8: «Подле него чинил Уззиил, сын Харгаии, серебряник, а подле него чинил Ханания, сын Гараккахима. И восстановили Иерусалим до стены широкой». Этот стих замечателен тем, что мы в нём находим собственное имя указывающее на «аптекаря» - ГАРАККАХИМА букв. – составитель мазей.
     
     1 Пар. 9:30: «А из сыновей священнических некоторые составляли (Р.К.Х.) миро из веществ благовонных» (литературный перевод); дословно: «из сыновей священников составляли (Р.К.Х.И) смесь мазей (Р.К.Х.) бальзамических (ароматных, благовонных); то же в 2 Пар. 16:14.
     
     Книга премудрости Иисуса сына, Сирахова 38: «Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли».
     
     Таким образом, мы выделили первый библейский термин, обозначающий действия АПТЕКАРЯ – корень иврита Р.К.Х., РАКАХ רקח смешивать составы различных веществ; РИКУАХ רִקּוּח смешивание пряностей, изготовление лекарств.
     
     б) Этимология иврита
     
     Приведем первое, по времени найденное нами английское слово APOTHECARY, в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни = APOT +HECARY.
     
     APOT = ТИПА טִפָּה капля; прочитано наоборот – АПТИ.
     APOT = А + ПАТ, ПАТИТ, ПТОТ פַּת крошка, крупица.
     
     HECARY = корень Р.К.Х., РАКАХ רָקַח смешивать пряности, изготовление лекарств; прочитано наоборот – Y+RACEH.
     Отмети, что в современном иврите РАКАХУТ רַקָחוּת фармацевтика; РОКЕАХ – фармацевт, аптекарь.
     
      В I веке новой эры пользовались разными лекарственными формами (по агрегатному состоянию - твердый, мягкий, жидкий): настойками, отварами, мазями, порошками и таблетками; на Руси: ««зелия», «целебные снадобья», «водицы», «питие», «мазуни» (мази), «порохи» (порошки).
     
     Итак, АПТЕКАРЬ, APOTHECARY
     
     1. A+POT +HECARY = А артикль + ПАТ, ПАТИТ, ПТОТ פַּת крошка, крупица + Р.К.Х., РАКАХ רָקַח смешивать пряности, изготовление лекарств; прочитано наоборот – Y+RACEH; т.е. смешивающий крупицы пряностей; или изготовляющий лекарства из крупиц (доз).
     
     2. APOTHECARY = термин полностью прочитан наоборот – Y+RACEH+TOPA = Y+RACEH = Р.К.Х., РАКАХ רָקַח смешивающий крупицы пряностей; или изготовляющий лекарства + ТИПА טִפָּה капля; т.е. смешивающий крупицы пряностей (сухие вещества) и капли.
     
     Термин АПТЕКА, очевидно, является сокращением слова АПТЕКАРЬ.
     
     Таким образом, английское понятие APOTHECARY (аптека, аптекарь), идиш АПТИИК אַפּטייק, гол. apotheek; нем. Apotheke (r); ст. фран. apotecaire и русское АПТЕКАРЬ, являются транслитерацией двух корней иврита и имеют значение – смешивающий пряности и капли.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     


Автор: Сергей Колибаба прочтений: 2718 оценки: 0 от 0
© Свидетельство о публикации № 9484
  Цена: 1 noo



Ваши комментарии

Пароль :

Комментарий :

Осталось символов

обсуждаемые публикации
20.03.2018 19:51 Ноодинамика (или моя атака на стандартную модель). Артур Фролов Новая идея. Весь материал

23.11.2013 10:13 Истина и волновая функция. Артур Фролов Физикам на заметку. Весь материал

23.11.2013 10:13 Гравитирующая сфера-наиболее вероятное устройство нашей Вселенной. Артур Фролов Физикам на заметку. Весь материал

29.6.2013 10:13 Гравитационная инверсия и отказ от информации. Артур Фролов Две концепции устройства реальности. Весь материал

14.6.2013 17:9 Билли Миллиган: 24 личности в одном теле Артур Фролов Весь материал

31.10.2012 19:26 Гипотеза о дисперсии социума (терминология). Артур Фролов Весь материал

9.1.2013 23:32 Гипотеза о БиН (постановка задачи) Артур Фролов Гипотеза о БиН является мостиком между естеcтвенными и общественными науками Весь материал

6.1.2013 20:27 Преобразования в гипотезе о Б&Н Артур Фролов Гипотеза о быдле и небожителях становится прикладной наукой Весь материал

3.5.2013 12:54 Контуры нового мира. Артур Фролов Весь материал

14.1.2013 16:31 Задача по физике для городской школьной олимпиады Редакция Весь материал

2.12.2012 15:51 О красном смещении и о физическом смысле в физике. Артур Фролов Весь материал

Доступна с мобильного телефона
Чат
Опросы
Музыка
Треки
НеForМат
Академия
Целит


О сервере


О проекте
Юмор
Работа
О нас

Для контактов
skype:noo.inc


Ukraine NBU Hrivnya rate
Russian ruble rate
Noo Web System



Редакция за авторские материалы ответственности не несет
стать автором

Идея и разработка
компании NOO
На сайт разработчика